VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение России – должника и кредитора

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008805
Тема: Изучение России – должника и кредитора
Содержание
     Содержание
     
     
Введение	2
1. Теоретические основы международных долговых отношений	3
1.1. Международные кредитные отношения в условиях финансовой глобализации	3
1.2. Сущность и виды государственного долга	6
2. Внешний государственный долг России и долг иностранных государств перед Россией	11
2.1. Анализ современного состояния и тенденции развития внешнего долга РФ	11
2.2. Главные проблемы управления государственным долгом и пути их решения	17
2.3. Долг иностранных государств перед Россией	25
Заключение	29
Список использованной литературы	31
     
     
     
     
     
     
     
Введение
     
     Международное движение капитала, получившее приоритетное развитие в конце XIX – начале ХХ в., заложило основы современной системы мирового хозяйства. В начале XXI в. международный рынок капитала продолжает играть определяющую роль в развитии мирового хозяйства на качественно новой ступени развития, характеризуемой как глобализация.
     Процессы глобализации придают дополнительный импульс вывозу капитала, резко повышая его мобильность, что выражается в устранении ограничений для иностранных инвестиций и международных финансовых операций, т. е. либерализацией условий для ведения операций на внешних рынках. В то же время возрастающие потоки международного капитала усиливают финансовую конкуренцию между государствами за возможности наиболее выгодного его размещения.
     Поэтому именно благодаря либерализации национальных режимов в финансовой сфере международное движение капитала становится главным признаком глобализации.
     Целью работы является изучение России – должника и кредитора.
     Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи
     - изучить теоретические основы международных долговых отношений
     - изучить внешний государственный долг России и долг иностранных государств перед Россией
     - изучить долг иностранных государств перед Россией.
     Методы исследования. В качестве теоретико-методологической базы работы применялись фундаментальные теоретические основы современной экономики. В качестве ключевых методов исследования были применены системный анализ, а также проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Были использованы такие методологические приемы как сравнение, синтез и анализ, а также индукция и дедукция.
     1. Теоретические основы международных долговых отношений
     1.1. Международные кредитные отношения в условиях финансовой глобализации
     
     Современный рынок как на национальном, так и на региональном уровне характеризуется тесной взаимосвязью между всеми его составными элементами. Так, котировки акций, процентные ставки и валютные курсы различных регионов мира связаны тесной связью; мировые инвестиционные рынки и рынки капиталов существенно влияют на финансово-экономические условия; а международный инвестиционный капитал играет особую роль в судьбах не только отдельных стран, но и мировых финансовых регионов в целом, в значительной степени влияя на развитие мировых финансовых и инвестиционных рынков. Следовательно, развитие мировой финансовой системы обеспечивается мировой мобильностью инвестиционного капитала.
     Международное движение капитала осуществляется посредством его экспорта и импорта непосредственно между странами, через международные финансовые рынки или международные кредитно-финансовые организации.
     Ни одна страна мира не может обходиться без привлечения внешних заемных ресурсов для развития банковской системы страны и национальной экономики в целом. Поэтому финансовый капитал в силу своей мобильности по сравнению с физическими инвестициями получил преобладающее значение в рамках мировой финансовой системы, т. к. он может «избегать» тех стран, в которых подвергается строгому валютному и налоговому регулированию. В связи с чем, для привлечения и удержания капитала и развития банковской системы страны, задачей большинства стран в рамках международной инвестиционной политики является создание привлекательных экономических условий для инвестиционного капитала.
     Исследуя вопрос международной инвестиционной политики в банковской системе, следует отметить, что приток капитала объективно вызван как внутренними, так и внешними факторами. К первым относятся улучшившаяся макроэкономическая ситуация, а также проведение структурной реформы в странах-импортерах инвестиций. Ко вторым – циклические изменения процентных ставок в индустриально развитых странах и повышенный интерес банковских институтов по отношению к развивающимся рынкам.
     С точки зрения глобальной оценки влияния феномена международного движения капитала на развитие национальной экономики стран-экспортеров и стран-импортеров следует различать предпринимательский и ссудный капитал. Объективно к предпринимательскому капиталу относятся прямые и портфельные инвестиции, хотя значительная часть последних фактически является ссудными инвестициями (облигации, деривативы и др.). В международном потоке предпринимательского капитала преобладают средства транснациональных корпораций (ТНК), они являются главными экспортерами и импортерами капитала; а также используются средства государственных институтов и международных организаций за рубежом.
     В движении предпринимательского капитала лидирующее положение занимают портфельные инвестиции. Cсудный капитал формирует, по терминологии российской статистики, подгруппу т. н. «прочих инвестиций». Ссудный капитал представляет собой возвратные, предоставляемые взаймы на определенный срок средства с целью получения процента по вкладам, займам и кредитам.
     С нашей точки зрения, основными мотивами прихода инвесторов на финансовые рынки развивающихся стран, что, соответственно, приводит к возрастающей степени интеграции последних на мировые финансовые рынки, являются поиск экономически эффективного размещения капитала и диверсификация финансовых рисков. На наш взгляд, эти причины всегда являлись и являются основой для принятия решений инвесторами, однако увеличение возможностей размещения инвестиций на финансовых рынках развивающихся стран произошло в начале 1990-х гг. вследствие воздействия ряда внутренних и внешних факторов.
     Если для первой половины ХХ в. традиционными направлениями потоков капитала были развивающиеся страны, то последние десятилетия характеризуются усилением взаимного переплетения капиталов развитых стран. Среднегодовые темпы роста прямых зарубежных инвестиций в развитых странах превышают темпы роста ВНП и товарного экспорта.
     Среди сравнительно новых тенденций, наряду с ростом притока инвестиций в развитые страны и относительным сокращением в развивающиеся, можно отметить превращение ряда развитых стран из ведущих экспортеров капитала в его импортеров. Сегодня практически не осталось стран, про которые можно было бы сказать, что они являются только экспортерами или импортерами капитала. Страны-пионеры инвестирования за рубежом принимают сегодня все возрастающее количество иностранного капитала со всего мира. С другой стороны, бывшие колонии превратились в международных инвесторов и размещают свои капиталы в прежних метрополиях и других государствах. В настоящее время можно обозначить только итоговые инвестиционные позиции страны как нетто-экспортера или нетто- импортера капитала. Международные инвестиционные позиции России, в основном, определяются как нетто-экспортер капитала, хотя в отдельные годы наблюдается чистый приток капитала в страну.
     Усиление процесса глобализации является ключевой тенденцией развития современной мировой экономики. Одним из важнейших проявлений глобализации на мировом межбанковском рынке является выравнивание уровней процентных ставок по странам. Современный рынок характеризуется тесной увязкой всех его составных частей, соответственно, все процентные ставки находятся между собой в определенной взаимозависимости и образуют в совокупности структуру ставок. Любые нарушения соотношений между процентными ставками имеют тенденцию выравниваться под влиянием арбитражных операций и соответствующего перелива капиталов. Возможность этого обеспечивается совершенствованием банковских технологий и информатизацией банковской деятельности, а также снижением барьеров на движение капиталов в результате либерализации финансовой деятельности в большинстве стран мира.
     
     
     1.2. Сущность и виды государственного долга
     
     Государственный долг – это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.
     Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.
     При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.
     Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.
     Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.
     Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.
     В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.
     Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне. Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным. В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.
     Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последущие годы.
     Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.
     Помимо этих двух организаций существуют фонды направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд. Кроме этого в 2015-2016 годах планируется создание Банка Развития БРИКС, который по оценкам многих экспертов может стать конкурентом Международному банку реконструкции и развития.
     Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы. Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников. В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.
     В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.
     Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они. Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета. Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан.
     Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.
     При постоянном увеличении государственного долга последствия для экономики страны могут оказаться катастрофическими. При увеличении дефицита бюджета, страну сотрясают всевозможные забастовки и акции протеста. Ярким примером являются недавние события в Греции. Кроме этого экономический кризис часто приводит к государственным переворотам и революциям.
     Экономический кризис в стране возникает за счет того, что государство для погашения текущих долговых обязательств берет новые займы. Но так не может продолжаться бесконечно и в итоге настает момент, когда кредиторы отказываются оказывать финансовую помощь.
     Одним из основных показателей, влияющих на возможность получения нового займа, является ставка рефинансирования. Этот важный финансовый инструмент Центрального банка страны оказывает большое влияние на экономику и ВВП государства и представляет собой возврат процентов от выданных кредитов коммерческим банкам. В случае если темпы роста ВВП государства выше, чем ставка рефинансирования, страна считается платежеспособной и с легкостью может получить необходимый кредит.
     Правительства стран-должников принимают множество мер по сокращению государственного долга. Среди них:
     * Выплата долгов за счет золотовалютных резервов. Но, как правило, у стран с большим госдолгом эти резервы либо отсутствуют, либо ограничены;
     * Пролонгация и консолидация долга. Эти меры направлены на отсрочку платежей. Пролонгация представляет собой выпуск новых государственных ценных бумаг с целью погашения обязательств по уже имеющимся. Консолидация – это продление срока выплаты обязательств по уже взятым кредитам. Кроме этого, под этим понятием понимают объединение нескольких займов в один на более длительный срок и с более низкой процентной ставкой.
     * Конверсия. Этот термин означает уменьшение процентной ставки по государственным ценным бумагам. Конверсия может быть факультативная (кредитор имеет право отказаться от новых условий), принудительной (в случае отказа кредитора от новых условий он получает назад внесенную сумму) и принудительная (изменение доходности ценных бумаг в одностороннем порядке).
     * Реструктуризация долга. В данном случае предусматривается замена одних долговых обязательств на другие. При этом возможно частичное или полное списание суммы основного долга.
     * Аннулирование. В этом случае государство полностью отказывается от выполнения своих долговых обязательств по отношению к кредитору. Но этот метод очень негативно влияет на репутацию и страны и в современной политике практически не используется.
      На рост государственного долга влияет увеличение расходов на военные программы, повышение уровня безработицы в государстве, а также снижение темпов экономического развития1.
     
     
     
     
     
     2. Внешний государственный долг России и долг иностранных государств перед Россией
     2.1. Анализ современного состояния и тенденции развития внешнего долга РФ
     
     В последние годы любая страна, осуществляющая внешнеэкономическую деятельность, пользуется внешними займами.
     Российская Федерация не стала исключением. Вследствие этого одной из основных и сложных тем для современной российской экономики стала проблема управления внешним долгом.
     Негативное изменение внешнего долга, вызванное огромными расходами на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита, подтолкнуло многих экономистов подробно исследовать и заняться поиском решений проблемы, которая возникла в финансовой системе нашей страны.
     Действительно, непогашенный государственный внешний долг создает препятствия для развития экономического потенциала страны, что требует самого должного внимания к этой экономической категории.
     Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов государственной политики.
     Государственный внешний долг России, согласно ст. 122 Бюджетного кодекса РФ, – это «финансовые обязательства иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникшие в связи с предоставлением банком - агентом Правительства Российской Федерации государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам, а также долговые требования юридических лиц - экспортеров бывшего СССР к иностранным юридическим лицам, возникшие до 1 января 1991 года в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг, осуществлявшимся за счет средств бюджета бывшего СССР»2.
     Рассмотрим динамику объема государственного внешнего долга РФ в период с 1995 г. по 2015 г., используя таблицу 4 и рисунок 33.
     Как видно из таблицы, наиболее высокие объемы внешней задолженности Российской Федерации в анализируемый период с 1995 по 2015 г. были отмечены в начале 1999-2000 гг.
     Проследив динамику общей суммы государственного внешнего долга РФ с 1995 г. по 2015 г., можно сделать вывод о её значительном снижении, что свидетельствует о рациональной политике государства и о экономически эффективных направлениях управлений государственным внешним долгом.
     
     Таблица 1 – Динамика объема государственного внешнего долга РФ за период 1995-2015 гг.
       
      Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Внешний долг РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru
     По состоянию на начало 1995 г. внешний долг Российской Федерации, принятый от бывшего СССР, составлял 108,6 млрд. долл. США, или 90,6% от общего объема государственного внешнего долга.
     
     
     Рисунок 1 - Динамика объема государственного внешнего долга РФ в 1995-2015 гг. млрд. долл. США
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Внешний долг РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru
     
     В период с 1995-1998 гг. Российская Федерация продолжала активно проводить внешние заимствования, направленные как на рефинансирование ранее взятых обязательств, так и на другие цели. В результате при практически неизменном объеме задолженности по основному долгу бывшего СССР, общий объем внешнего долга Российской Федерации в этот период увеличился до 149,3 млрд. долл. США.
     Кризис 1998 г. показал опасность высоких объемов задолженности и валютных рисков, связанных с осуществлением внешних заимствований.
     Начиная с 1999 г., Правительство РФ начало проводить политику постепенного сокращения внешнего долга Российской Федерации, замещения внешних заимствований внутренними, оптимизации структуры
      внешнего долга.
     По состоянию на 01.01.2004 г. государственный внешний долг Российской Федерации по объему практически соответствовал объему внешней задолженности по основной сумме долга на 1 января 1995 г., и составлял 119,8 млрд. долл. США.
     Изучая структуру государственного внешнего долга РФ с 2010 г. по 2014 г., внимание акцентируется на погашение задолженности перед странами Парижского клуба. В 2009-2014 гг., учитывая рост доходов России от экспорта нефти, связанный со стремительным ростом мировых цен на это сырьё, поставил задачу максимально сократить масштабы внешнего государственного долга.
     В период с 2010-2014 гг. классификация государственного долга Российской Федерации, представленная в таблице 2, предусматривает отражение по структуре долга следующих видов обязательств.
     
     Таблица 2 – Структура государственного внешнего долга РФ 2010-2014 гг., млрд. долл. США4
     
      Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Внешний долг РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru
     
     Проанализируем структуру государственного внешнего долга по состоянию на 1 февраля 2015 г. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 февраля 2015 г. составил 54,36 млрд. долл. США.
     Для более наглядного представления структуры государственного долга, рассмотрим рисунок 4. На рисунке видно, что наибольшую часть государственного внешнего долга составляет задолженность по еврооблигационным займам.
     
     Таблица 3 – Структура государственного внешнего долга РФ по состоянию на 01.02.15 г.5
     
      Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Внешний долг РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru
     Несмотря на то, что кредитные рейтинги суверенных еврооблигаций невысоки, вероятность погашения данного вида задолженности своевременно и в полном объеме достаточно высока, даже в случае не самого оптимистичного сценария развития экономической ситуации в России.
     
     
     Рисунок 2 - Структура внешнего долга РФ по состоянию на 01.02.15г., %
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: Внешний долг РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://info.minfin.ru
     
     Крайне негативной особенностью структуры долга России является то, что около 90% российских долговых обязательств находится в собственности нерезидентов. Иностранные инвесторы оказались владельцами не только валютных долговых обязательств, но и большой части рублевых облигаций, которые формально относятся к внутреннему долгу России6.
     Государственный долг РФ еще несколько лет будет держаться н а довольно низком уровне и к 2016 году не превысит 15 % ВВП. Об этом в ходе конференции на Московской бирже сообщил директор департамента госдолга и государственных финансовых активов Министерства финансов РФ Константин Вышковский.
     Как бы то ни было, очевидно, что без проведения структурных реформ национальной экономики дальнейшее наращивание долга является бесперспективным. В связи с этим следует обратить внимание на практику принятия федеральных бюджетов с огромным бюджетным дефицитом.
     Именно продолжительный и значительный дефицит бюджета явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.
     На основе анализа динамики и структуры государственного внешнего долга Российской Федерации можно выделить следующий необходимый, на наш взгляд, комплекс мер, направленный на повышение экономической эффективности российских внешних заимствований:
     1. Изменение долговой стратегии и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга;
     2. Конверсия внешнего долга РФ (в инвестиции, погашение долга товарными поставками, обмен на акции или облигации и т.д.);
     3. Определение возможных направлений внешних займов, способствующих экономическому росту и развитию страны;
     4. Создание целостной законодательной базы и разработка продуманной политики в области внешних заимствований.
     Таким образом, оценивая экономическую эффективность российских внешних заимствований, следует отметить необходимость совершенствования системы управления государственным внешним долгом в сложившихся на современном этапе финансово нестабильных условиях.
     
     
     2.2. Главные проблемы управления государственным долгом и пути их решения
     
     Основной проблемой в области государственной и частной задолженности различных стран, в том числе и России, остается отсутствие возможности устойчивого рефинансирования долга за счет внутренних и внешних заимствований в необходимых объемах и на благоприятных условиях. Способность осуществлять внешние займы ограничивается не только сравнительно низким кредитным рейтингом Российской Федерации, но и риском сокращения доступа на рынки заимствований по причинам, не зависящим от Российской Федерации (политическая ситуация в мире, долговые кризисы в отдельных странах и регионах и т. д.). Следует учитывать, что сохраняется относительная структурная слабость отечествен-ной экономики – ее значительная зависимость от колебаний мировых цен на энергоносители.
     К рискам, связанным со структурой долга Российской Федерации, относятся:
     • исторически сложившаяся достаточно высокая стоимость обслуживания государственного внешнего и внутреннего долгов;
     • ограниченные возможности рефинансирования государственного внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения условий долга, например, по срокам;
     • неконтролируемые риски отдельных сегментов долга, в том числе квазисуверенных заимствований.
     Как с внешними, так и с внутренними заимствованиями связан ряд рисков. Что касается внешних заимствований, то в настоящее время необходимо анализировать возможные последствия окончания программ количественного смягчения, которые проводили крупнейшие центральные банки в США, Еврозоне, Великобритании. Завершение данных программ, скорее всего, приведет к росту процентных ставок на мировом рынке ссудных капиталов и удорожанию обслуживания долгов.
     Значительные внутренние государственные заимствования приводят к вытеснению частных заемщиков с внутреннего рынка. Компаниям и банкам, вероятно, станет труднее и дороже получать финансовые ресурсы на рынке облигаций внутреннего займа, особенно при таких высоких темпах роста внутренних заимствований, которые запланированы правительством и уже реализуются.
     Государственный долг напрямую связан с государственными расходами и доходами. Проблемой Российской Федерации является достаточно высокий уровень государственных расходов и, что еще важнее, их низкая эффективность. Способность правительства сбалансировать тенденции к росту расходов в условиях ухудшения состояния экономики России в конечном счете будет влиять на кредитоспособность страны.
     Как отмечают аналитики рейтингового агентства Standard & Poors, если правительство России примет решение об использовании резервов в целях популистских (или чрезмерных) расходов, то это может иметь негативные последствия для суверенного рейтинга России.
     Особенностью внешних заимствований как частных, так и государственных компаний является то, что значительная часть их кредитов расходуется не на реальные инвестиции, а на слияния и поглощения. По оценке Интерфакс-ЦЭА, не менее 60 млрд долл. внешнего долга приходится на долги, связанные со сделками по слияниям и поглощениям (примерно четверть суммы рыночного долга небанковского сектора). Эффективная стратегия управления долгом должна быть увязана с общей политикой стимулирования экономического роста. В связи с этим одной из актуальных задач является корректировка целей привлечения долга. Необходимо усилить производительный характер долга. Заимствования должны стимулировать хозяйственную активность, способствовать расширению производства и занятости и, в конечном счете, являться источником увеличения национального богатства.
     Таким образом, в системе управления государственным долгом России есть ряд нерешенных вопросов как методологического, так и практического характера.
     Существует необходимость расширения целей в области управления государственным долгом. К ним нужно добавить:
     • обеспечение стабильного обслуживания как внешних, так и внутренних государственных обязательств в любой кризисной ситуации, мониторинг частной внешней задолженности;
     • гибкое реагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
     • повышение привлекательности российских государственных и частных заемщиков, предотвращение резких колебаний цены обязательств на мировом финансовом рынке;
     • прогнозирование и предотвращение рисков, связанных со структурой долга;
     • координирование государственной политики и политики внешних заимствований корпораций во избежание ненужной конкуренции на финансовых рынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных обязательств;
     • создание комплексной эффективной системы управления государственным долгом;
     • совершенствование учета и мониторинга государственного долга, внедрение прогрессивных технологий по управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузки экономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режиме реального времени.
     Безусловно, целесообразно активно изучать и использовать лучшие практики в сфере управления долгом. К ним относятся следующие:
     • программа управления долгом и финансового анализа Конференции ООН по торговле и развитию;
     • наставления по управлению государственным долгом, подготовленные Международным валютным фондом (МВФ) совместно со Всемирным банком;
     • рекомендации Международной организации высших органов финансового контроля.
     Что касается Международного валютного фонда и Всемирного банка, то после основных Наставлений, опубликованных в 2001 году, в 2007 году был выпущен документ «Улучшение практики управления долгом: уроки, извлеченные из опыта стран, и дальнейшие вопросы, требующие ответа».
     Однако необходимо понимать, что принципы управления долгом, выработанные международными финансовыми организациями, не полностью отвечают реалиям современной мировой экономики. Примечательно, что именно в рамках председательства России в «Группе двадцати» (G20) нашими представителями был вынесен на обсуждение вопрос о долговой устойчивости и управлении государственным долгом и необходимости пересмотра руководящих принципов Международного валютного фонда и Всемирного банка. Они обратили внимание на состояние бюджетов целого ряда стран и уровень задолженности во многих странах мира, справедливо отметив, что управление государственным долгом является одним из наиболее актуальных вопросов. В частности, позиция российской стороны заключается в том, что в новой версии «Принципов» правительства стран должны учесть условные обязательства. Пока в большинстве стран эти обязательства не включаются в состав государственного долга, и, соответственно, политика в сфере заимствований осуществляется без учета этих позиций, которые могут являться очень существенным бременем для государственного бюджета. Также обозначена проблема «слишком большой, чтобы обанкротиться», свойственная многим странам. Новые принципы управления государственным долгом планируется утвердить в 2014 году.
     В настоящее время необходимо придерживаться подходов, уже выработанных на основе международного опыта.
     Общие критерии лучшей практики по управлению долгом:
     • Объектом системы управления долгом является вся совокупность прямых и условных обязательств, включая задолженность государственных и муниципальных унитарных предприятий; хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых принадлежат региональным (местным) органам власти, и кредиторская задолженность общественного сектора экономики.
     • Управление долгом осуществляется на основе формализованных процедур, зафиксированных в нормативно-правовых актах, методиках, должностных инструкциях.
     • Политика управления долгом является частью бюджетной политики, а ее цели и задачи соответствуют стратегии социально-экономического развития страны.
     • Управление долгом и привлечение заимствований осуществляются в соответствии с утвержденными и опубликованными количественными ограничениями.
     • Планирование долговых обязательств осуществляется на основе комплексной оценки финансовых рисков бюджета, с оценкой нескольких альтернативных вариантов развития.
     • Информация об объеме и структуре долга, о нормативно-правовой базе управления долгом, о планах по привлечению заимствований, других существенных параметрах публикуется в средствах массовой информации, в том числе в интернете.
     • Краткосрочные заемные средства привлекаются исключительно в целях поддержания ликвидности бюджета (для покрытия кассовых разрывов).
     • Долг имеет рыночный характер.
     • Средне- и долгосрочные заемные средства, гарантии и поручительства привлекаются исключительно в целях финансирования инвестиционных расходов.
     • Структура долга диверсифицируется по срокам заимствований, видам долговых инструментов и кредиторам.
     • Заимствования осуществляются (рефинансируются) таким образом, чтобы обеспечить минимальные стоимость обслуживания и риск долга.
     Целесообразно ознакомиться с рекомендациями из «Наставлений» в области рисков и следовать им. Важнейшее направление совершенствования управления долгом – это развитие системы анализа и оценки рисков, связанных с долгами. Речь идет о валютном, рыночном, кредитном, операционном рисках, риске пролонгации.
     Что касается Международной организации высших органов финансового контроля, то необходимо внедрять в действующую в Российской Федерации систему контроля за государственным долгом мировую практику контроля за эффективностью в целях совершенствования работы.
     Например, для оценки методов управления государственным долгом предлагается обращать внимание на следующие факты:
     • правительство должно составить долговую стратегию, прежде чем возникнет обязательство;
     • сложившаяся структура долга в валютах, сроках и финансовых инструментах должна соответствовать составленной стратегии;
     • процесс управления долгом должен включать в себя оценку риска, направленную на гарантирование и поддержку принятой стратегии;
     • управление долгом следует осуществлять с использованием целесообразных методов;
     • следует вести надлежащий учет и поддерживать систему мониторинга и контроля, позволяющую готовить высококачественные отчеты.
     Необходимо использовать различные индикаторы состояния долга. Помимо долговых коэффициентов, необходимо задействовать метод анализа нагрузки на государственный бюджет в долгосрочном периоде с учетом де.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44